Умм Ма‘бад аль-Хуза‘ия — славная сподвижница. Её имя — ‘Атика бинт Халид ибн Мункыз. Она сестра сподвижника Хубайша ибн Халида аль-Хуза‘и аль-Ка‘би,[1] рассказавшего сообщение об Умм Ма‘бад аль-Хуза‘ии .
Она известна именно историей с посланником ﷺ, как об этом рассказал ибн Са‘д в «ат-Табакат аль-Кубра»:
«Передано от Абу Ма‘бада аль-Хуза‘и ,да будет доволен им Аллах, что, когда посланник Аллаха ﷺ переселялся из Мекки в Медину с Абу Бакром, вольноотпущенником Абу Бакра ‘Амиром ибн Фухайрой и их проводником ‘Абдуллахом ибн Урайкытом аль-Ляйси, они проезжали мимо двух палаток Умм Ма‘бад аль-Хуза‘ии.
Она была стойкой и незаурядной женщиной. Обычно она сидела перед палаткой и давала попить и поесть. Они спросили, можно ли купить у неё фиников или мяса, но ничего от неё не получили. Люди тогда были бедными, был голодный год. Она сказала:
— Клянусь Аллахом, если бы у нас что-нибудь было, мы бы не заставили вас просить угощения.
Посланник Аллаха ﷺ взглянул на овцу у входа в палатку и спросил:
— Что это за овца, Умм Ма‘бад?
— Она не ушла с овцами из-за слабости.
— А у неё есть молоко? — спросил он.
— Она слишком истощена для этого.
— Ты мне позволишь её подоить?
— Да — будь мой отец и мать выкупом за тебя, — если увидишь у неё молоко!
Посланник Аллаха ﷺ попросил привести овцу, затем он погладил её вымя, произнёс имя Аллаха и сказал:
— О Аллах, дай ей благодать в её овце!
И соски у неё раскрылись, наполнились, и потекли. Он попросил её принести большой сосуд — почти для десятерых, — а затем надоил так много молока, что стала выливаться пена. Он напоил Умм Ма‘бад: она напилась досыта, — напоил своих спутников, а сам он ﷺ попил последним и сказал: «Наливающий пьёт последним». Они ещё раз попили досыта, после того как утолили жажду. Затем он подоил снова, во второй раз, и оставил всё ей. После этого они уехали. Прошло немного времени, как пришёл её муж Абу Ма‘бад, привёл с собой коз, бесплодных, тощих, исхудавших, отстававших в пути. Они еле шли, в их костях почти не осталось мозга. Когда он увидел молоко, удивился и спросил:
— Откуда у вас это, ведь овца яловая[2], а дома нет дойной скотины?
Она отвечала:
— Клянусь Аллахом, нет, но мимо нас проходил один благословенный человек, и он сделал то-то и то-то.
Он сказал:
— Клянусь Аллахом, по-моему, это тот курайшит, которого ищут! Опиши мне его, Умм Ма‘бад!
— Я видела мужчину, по нему видно его чистоту, его лицо сияет, у него красивое телосложение, живот у него не висит, но у него нет и худобы, которая бы его портила. Он красивый и миловидный, у него очень чёрные глаза, длинные ресницы, голос его мягкий. У него выразительные глаза, очень чёрные ресницы, тонкие брови, которые соединяются между собой. Волосы его очень чёрные, у него длинная шея, а борода округлая и аккуратная. Молчит он с достоинством, а говорит с величием и возвышенной красотой. Его речь словно скользящие по нити жемчужины, речь приятная и решительная. Он не молчалив, но и не многословен. Он самый яркий и прекрасный из людей издали и самый приятный и хороший вблизи. Он среднего роста: ты его не возненавидешь из-за высокого роста и не будешь презирать из-за низкого. С ним два товарища. Он самый прекрасный из них на вид и самый умелый. Его товарищи вокруг него: когда он говорит, они его слушают; а когда попросит о чём-нибудь, они спешат выполнять. Ему служат и держатся вокруг него. Он не шутник, но и не злодей.[3]
Абу Ма‘бад сказал:
— Это, клянусь Аллахом, тот самый курайшит, о котором нам рассказывали. Если бы я застал его, Умм Ма‘бад, я бы попросился к нему в спутники. И я обязательно так и сделаю, если найду способ.[4]
Это сообщение аль-Хаким назвал достоверным, то же самое сказал аз-Захаби. Это событие оставило след в сердце Умм Ма‘бад. На это указывает то, что, когда мимо неё проходили курайшитские юноши и спросили её о посланнике Аллаха ﷺ (а они преследовали его), она испугалась за него и сделала вид, что не понимает, о чём речь. Она сказала: «Вы меня спрашиваете о том, о чём я никогда до этого не слыхивала».[5]
Умм Ма‘бад дожила до времени правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах.[6]
Пусть Всевышний Аллах помилует Умм Ма‘бад ‘Атику бинт Халид. Пусть Он будет доволен ей и сделает прекрасным её обитель. Пусть Он поселит её в ‘Иллиюне[7] вместе с теми, кто не познают страха и не будут опечалены. И хвала Аллаху, Господу миров!
"Картины из жизни сподвижниц"
Абдуль Хамид ас Сухайбаний
[1] См. «Аль-бидая ван-нихая» (3/190), «Аль-ахад валь-масани» (6/253), «Аль-исаба» (2/27, 8/306).
[2] Т.е. оставшаяся неоплодотворённой.
[3] См. подобное в «Ас-сира ан-набавия фи дау’ аль-масадир аль- аслия» (с. 734).
[4] «Ат-табакат аль-кубра» (1/230, 231), «Мустадрак» аль-Хакима (3/11), он назвал сообщение достоверным, то же самое сказал аз- Захаби. «Аль-бидая ван-нихая» (3/189), «Аль-ахад валь-масани» (6/252), «Аль-исаба» (8/307), «Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис» (с. 93), «Ар- рияд ан-надыра фи манакыб аль-‘ашара» (1/471), «И‘тикад ахль ас- сунна» Аль-Лялякаи (4/777).
[5] См. «Ат-табакат аль-кубра» (8/289).
[6] «Суалят Аби ‘Убайд аль-Аджурри Аба Давуд ас-Сиджистани» (1/130).
[7] ‘Иллиюн — самое высокое и просторное место.